Греф ошибается, говоря, что у нас советская система образования  
16 января 2016 г. в 08:30

Герман Греф на днях заявил, что экспорт мозгов - это главная потеря России, и при этом он раскритиковал современную систему образования в нашей стране, уподобив ее советской. В первом он абсолютно прав. Мы экспортируем недопустимое количество интеллектуального и человеческого потенциала. У нас явно недооценен высококвалифицированный, интеллектуальный труд. Таких зарплат, как у нашего педагога, врача и т.д. в развитых странах просто нет, они там на порядок выше.

Вместе с тем, мы экспортируем человеческий капитал именно потому, что он у нас есть. Это доказательство того, что наша система образования не самая плохая. По начальному образованию мы в мировых лидерах, хотя действительно, чем дальше, тем хуже. Греф абсолютно не прав, говоря, что у нас сохранилась советская система образования. Старая система была намного лучше, чем нынешняя, что признано всеми социологическими исследованиями. Да и на личном опыте я вижу что мой внук перегружен несравненно больше, чем я, а знает меньше, чем я в его годы. Нам нужно возвращать лучшие черты советской системы образования, а не отказываться от нее.

Читать далее

Желаю всем, чтобы наша работа не превратилась в мартышкин труд  
31 декабря 2015 г. в 00:04

Поздравляю всех читателей с Новым Годом. 2016 будет годом Обезьяны, и я желаю всем, чтобы наша работа не превращалась в мартышкин труд. Поскольку я - Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, то хотел бы подвести краткий итог уходящего года именно в моей сфере.


2015 год был противоречивым в этом смысле. Да, мы увидели некоторые позитивные тенденции. Например, произошли изменения в организации ЕГЭ. Частично отменены тестоподобные задания, появились элементы устного экзамена на иностранном языке, введено сочинение и проч. Но продолжала нарастать общая бюрократизация в управлении образованием. Бумаги все более вытесняли живой образовательный процесс. Фактически было приостановлено исполнение президентских указов в части повышения зарплаты педагогических работников. Минфин и правительство нашли новый способ, как исполнить эти указы. Они по другому пересчитали среднюю зарплату в регионах, и оказалось, что зарплату в образовании можно не увеличивать, ведь средняя зарплата педагогов привязана с средней по региону. Как в анекдоте: "Из 100 грамм лимона выжали 120 грамм сока".

Когда рассматривали в первом чтении бюджет на 2016 год, то финансирование образования предполагали сократить на 53 млрд рублей. Правда, в итоге 50 млрд возвратили с целью направить средства на строительство новых школ. И все же в целом доля расходов на образование сократилась, по нашим расчетам, с 4 до 3,9% ВВП. На первый взгляд, это небольшое уменьшение, но надо учесть еще и инфляцию, а она тоже съест «свою» долю.

Однако, пожалуй, главная проблема 2015 года - это начавшаяся программа свертывания системы российских вузов. И эта программа началась досрочно.

Читать далее

Мы отличались головами, но не всегда реализацией открытий  
23 ноября 2015 г. в 11:21

В советские времена мы отличались хорошими головами, но не всегда реализацией открытий и изобретений в производстве. Однако уровень инноваций в России по сравнению с Советским Союзом снизился в 5-7 раз.

Это данные вице-президента Нанотехнологического общества, в прошлом занимавшего пост заместителя директора Института прикладной математики, того самого, что разрабатывал траектории для советских ракет, Георгия Малинецкого. Именно поэтому импортозамещение, как шутят острословы, и превратилось в замещение импорта из одной страны импортом из другой.

Хотя и были приняты некоторые решения, которые создают экономическое благоприятствование для больших предприятий, созданных университетами, но в целом инновационный бизнес в России поддерживается очень слабо, гораздо слабее, чем в других странах. Если мы на самом деле хотим произвести импортозамещение, нам нужно резко расширить преференции для тех компаний, которые этим занимаются.

Читать далее

Я против шапкозакидательства, но нельзя и кланяться Западу  
16 ноября 2015 г. в 06:48

Существует мнение, на мой взгляд ложное, что российские профессора слабее иностранных, и только Запад нам поможет поднять образование на должный уровень.

Я никогда не был квасным патриотом, и всегда считал, что самое опасное для власти - это самоотравление пропагандой. Не берусь судить в области естественно-математических наук, хотя наша школа - одна из лучших в мире, но в гуманитарной сфере я слышал много выступлений иностранных коллег, и ничего инновационного в их словах не было. Может мне просто не повезло?

Я против квасного патриотизма и шапкозакидательства, но против и того чтобы кланяться по любому поводу Западу. Напомню, что Грибоедов - человек блестящего европейского образования, писал: «Человек из города Бордо, лишь рот открыл, имеет счастье во всех княжен вселять участье». Уважая все другие народы нужно не забывать о том, что мы не хуже других и способны конкурировать в разных областях, в том числе и в инновационном развитии.

Но при данной экономической политике, проводимой экономическим блоком правительства, ожидать настоящего импортозамещения не приходится. Пока мы платим своему профессору 700 долларов в месяц, а иностранному - 700 долларов в час, импортозамещения не будет.

Читать далее

Я выступаю против Единого государственного экзамена по истории  
6 октября 2015 г. в 00:04
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил о возможном введении ЕГЭ по истории. Я по образованию как раз учитель истории, и вроде бы мне положено агитировать за эту идею. Однако с идеологической и неидеологической точек зрения нельзя вводить экзамен по истории в форме современного ЕГЭ. В отличие от устного опроса, где можно высказать разные точки зрения, ЕГЭ предполагает однозначные ответы, либо «да», либо «нет», а все, что сверх, - от лукавого. Причем, у нас появился единый учебник по истории, но в трех вариантах. Три учебника отобраны Министерством образования и науки, и они прошли соответствующую экспертизу.
Но я думаю, что идеологические проблемы этим не решены. Например, в одном из учебников утверждается, что между августом 1939 года и июнем 1941 года СССР якобы был невоюющим союзником Германии, что с моей точки зрения - прямая ложь. Все знают, что Советский Союз и Германия были главными идеологическими противниками. И, кстати, Сталин ожидал, что Англия и Франция выполнят свои союзнические обязательства перед Польшей, и воспроизведутся реалии Первой мировой. А вот по литературе я бы ввел экзамен, но все равно не в форме сочинения или устного опроса. Великая русская литература - это мощное средство для нравственного воспитания.
Читать далее

Конспирологи: перенос начала учебного года делается под выборы  
25 сентября 2015 г. в 00:30

Владимир Путин поручил правительству обсудить возможность перехода к скользящему графику начала занятий в школе. Идея в том, чтобы в сентябре заполнить туристические базы и санатории в Крыму и Краснодарском крае. А вот конспирологи говорят, что это делается для снижения явки избирателей в городах. Тогда выборы 2016 года превратятся в полную тишину. Да, по отдельным регионам, например, в Москве, это возможно, хотя в целом по России это вряд ли скажется на активности электората. В любом случае, я считаю что 1 сентября нельзя двигать.

Это традиция и наши предки как раз и начинали календарный год в тот день. Наилучшее время отдыха для нашего климата - лето, так что выбор начала учебного года был в свое время взят не с потолка, а обоснован объективными условиями. Исходить надо из интересов большинства населения. Около трех четвертей нашего народа никуда и не выезжают, либо отдыхают на своем огороде, либо на турбазах своего же региона.

Централизованно менять учебный календарь нет необходимости. А вот региональные власти вполне могли бы решать, исходя из местных реалий, когда школьникам следует начинать учебу. Например, в Москве, Питере, Ханты-Мансийском округе многие действительно выезжают на отдых далеко от места жительства, и если таких будет большинство, то, может быть, и стоит сдвинуть график. Но это тоже еще надо проверить.

Читать далее

Школа так бюрократизирована, что работать с детьми некогда  
17 сентября 2015 г. в 00:03

Мы по-прежнему остаемся страной, которая занимает предпоследнее место среди развитых по доле расходов на образование. Мало того, в период кризиса ассигнования у нас сокращаются, хотя мировая практика требует прямо противоположного. Увеличение финансирования необходимо потому, что молодежь нужно занимать, а не выбрасывать на улицу в безработном состоянии. Лучшее занятие - это как раз учеба. И к тому же, когда экономический рост восстановится, то уже будет подготовленный работник, который еще и подхлестнет темп роста.

Вторая причина, о которой невозможно не сказать - это бюрократизация образования. После нескольких моих бурных выступлений в Госдуме и после поручения президента была создана рабочая группа по оптимизации отчетности, я ее называю короче: группа по дебюрократизации. И когда посмотрели ситуацию, то пришли в ужас: каждое учебное заведение ежегодно сдает триста отчетов по нескольким десяткам тысяч показателей. Работать с детьми некогда.


Следующая позиция - школьная программа. Чем больше переусложнены школьные учебники, тем меньше остаточные знания. В современной школе объявлен «компетентностный подход», то есть вместо знаний нужно давать умения и навыки. Но большинство родителей недовольны слабой практической направленностью образования, а уровень знаний падает.

Читать далее

Меня поразили результаты ЕГЭ: не решили простую задачу!  
4 сентября 2015 г. в 06:35

Меня поразили результаты ЕГЭ по математике. Задача звучала так: поезд из пункта «А» выходит в 10 часов, пребывает в пункт «Б» в 12 часов следующего дня, причем оба пункта находятся в одном часовом поясе. Вопрос: сколько часов поезд был в пути.

Четверть школьников одиннадцатого класса задачу не решили! Но это же задача второго класса. Я не могу себе представить, чтобы кто-то из моих одноклассников в школе для незрячих ребят не смог бы такое решить.

В современной школе объявлен «компетентностный подход», то есть вместо знаний нужно давать умения и навыки. Но большинство родителей недовольны слабой практической направленностью образования, а уровень знаний падает. В результате нет ни того, ни другого. Очевидно, что практическая направленность должна базироваться на фундаменте знаний.

Что же делать? Уровень финансирования поднять, образование дебюрократизировать, и пусть чиновники, которым нужна информация, снимают ее с сайтов учебных заведений. Накануне учебного года надо проводить одну комплексную проверку, и все, а сейчас по 2-3 месяца уходит на такие проверки.

Объем содержания стандартов образования по ряду предметов надо уменьшить, но добиться того, чтобы он осваивался. Учебники, кстати, сейчас написаны сложным языком, их надо упростить.

Читать далее

ЕГЭ нужно менять гораздо быстрее и решительнее  
17 мая 2015 г. в 08:05

Скоро выпускники школ начнут сдавать ЕГЭ-2015. На этом «фронте» не без перемен, хотя идут они медленнее, чем ожидалось.

Обещали, что полностью исчезнут тестоподобные задания части «А», однако насколько я понимаю, их хотя и значительно сократили, но не до конца. Обещали, что по гуманитарным предметам появится устная часть, однако эта позиция реализована только в иностранных языках, где появилась часть «говорение». Все остальное примерно будет так, как в прошлом году. Надеюсь, не придется задним числом понижать проходной балл, но в любом случае ЕГЭ нужно менять гораздо быстрее и решительнее.

Надо дать возможность выбирать между классическим экзаменом и технологией ЕГЭ. Сейчас это сделано для некоторых категорий граждан, а я предлагаю распространить данную идею на всех. В качестве компромиссного, паллиативного варианта надо по всем естественным наукам свести экзамен к контрольным работам. Так и сделано сейчас по математике, а в гуманитарной сфере экзамен должен быть устным. Сейчас в школу вернулось сочинение, но во всем мире тестовые задания являются допуском к творческой работе, а у нас наоборот, сочинение - это допуск к ЕГЭ.

К очередному ЕГЭ готовятся серьезные меры безопасности, но экзамен это не место, где ребенка проверяют металлоискателями и под камеру водят чуть ли не в туалет. Подход надо менять так, чтобы ребенок показал лучшее, на что способен.

Читать далее

Места наших вузов в международных рейтингах были занижены  
14 марта 2015 г. в 07:42

В рейтинге Times Higher Education МГУ занял 25-е место среди ста престижных вузов мира. Я всегда был уверен, что места наших вузов в международных рейтингах были занижены. Причин тут несколько: каждая страна делает рейтинги под себя, а к тому же зарубежом наука, как правило, концентрируется в вузах, а у нас по больше части в академических институтах. Условия изначально были неравными.

В связи с указом президента российские вузы стали больше обращать внимание на показатели, которые учитываются в мире. И вот результат: МГУ резко поднялся вверх, приблизившись к тому месту, который и должен занимать по праву, но я считаю, что его реальная позиция еще выше.

Я знаю, что наши вузы во главе с МГУ активно работают над созданием отечественного рейтинга, и надеюсь, что скоро он появится. Какие критерии для этого использовать? Сложный вопрос, и я сейчас не смогу сформулировать такую систему критериев, но про один параметр все-таки скажу.

Знаменитая Силиконовая долина говорит не только по-английски, но и во многом по-корейски, на хинди, и на русском. Так что престиж вузов надо учитывать, в частности, по тому, как его выпускники трудоустраиваются заграницей.

Читать далее