В Крыму экзамены пройдут по-советски, и это хорошо  
21 мая 2014 г. в 07:35
Приходит время очередной сессии ЕГЭ. Я уже говорил, что тестовую часть заданий надо исключать, устный экзамен вводить, а экзамен по литературе надо писать в форме сочинения.
Правительство РФ дало отрицательный отзыв на наш законопроект по ЕГЭ, но министр Дмитрий Ливанов из четырех идей нашего законопроекта поддержал «две с половиной». Это значит, что серьезные изменения процедуры экзамена грядут уже в следующем году. А что ждать сейчас, ведь правила остались прежними?

В этом году, думаю, скандалов на ЕГЭ будет все-таки меньше. Количество досрочно сдающих уменьшили, постарались ограничить утечки заданий и правильных ответов в Интернет и сделали иные шаги, которые призваны улучшить ЕГЭ в рамках существующих правил.

Идею разрешить пересдачу экзамена я поддерживаю, потому что сейчас студенты могут пересдавать экзамены, а вот школьникам в этом отказывают. Спрашивается, почему? Мне кажется это несправедливым. Тем не менее мы настаиваем на том, чтобы ЕГЭ реформировали до основания.

Интересно, что в Крыму школьники имеют возможность выбирать между ЕГЭ и старой, еще советской формой экзамена. Понятно, что большинство выберет не ЕГЭ, потому что к нему не готовились. Так что экзамены там пройдут по-советски, и это хорошо.
Читать далее

ЕГЭ не развивал умение аргументировать  
9 апреля 2014 г. в 19:49
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов озвучил две идеи, и я их поддерживаю.

Первая – отмена тестоподобных заданий в части «А» в Едином государственном экзамене. Именно часть «А» и была наиболее определяющей при подготовке к ЕГЭ. Вместо того, чтобы учить детей читать, писать и говорить, их учили ставить галочки в клеточках. Ясно, что это прямо сказывалось и на грамотности, и на других показателях образованности.

Второй тезис: в гуманитарных предметах использовать устный экзамен. ЕГЭ не развивал умение аргументировать, сопоставлять свою позицию с другими и так далее, а при устной проверке это все возможно. Причем списать на таком экзамене станет намного сложнее: когда говоришь на камеру, то «дурь каждого видна», как сказал Петр I. Но виден и ум.

О необходимости этих изменений мы говорим много лет, но до Минобрнауки эта информация долго доходила. Вот сейчас обсуждался наш законопроект, именно эти две идеи в нем присутствуют, а правительство дало на него отрицательное заключение. Впрочем, с 2015 года обещано все равно реализовать данные предложения, до сентября 2014 года уже необходимо будет принимать соответствующие нормативные акты. Самое главное, как конкретно все это воплотится на практике.
Читать далее

Чтобы человек был свободным, ему нужны социальные гарантии  
14 февраля 2014 г. в 08:01

Я понимаю, что уполномоченным по правам человека в России может стать только тот, кого поддерживает президент. Но КПРФ выдвинула меня на этот пост, и я дал согласие на это. Почему?

Я хотел заявить, что у людей левых взглядов есть позиция по поводу прав человека. Мы ценим политические и личные права граждан не меньше, чем либералы. При этом мы считаем, что свобода связана с социальными правами граждан. По нашему мнению, именно с точки зрения прав человека является нарушением 7-й статьи Конституции тот факт, что минимальная зарплата у нас в девять раз ниже, чем во Франции, тогда как производительность труда ниже только в два с половиной раза.

В России 60% учатся за собственные деньги и не имеют возможности получить образовательный кредит, как это принято, например, в США. Средняя пенсия после всех наших успехов вдвое ниже, чем у Греции после всех ее кризисов. В стране осталось очень мало бюджетной медицины, а социальные расходы в России примерно вдвое ниже, чем в экономически развитых странах.

На наш взгляд, все это – нарушение прав человека. Чтобы человек был свободным, ему нужны социальные гарантии. В этом заключается наша позиция.

Читать далее

Неслучайно Черчилль пошел на блок со Сталиным  
20 января 2014 г. в 08:30
Как передали СМИ, Владимиру Путину представили концепцию нового учебника истории и глава государства высказал свою точку зрения на некоторые вопросы, связанные с освещением нашего прошлого. Лично я против единого учебника, потому что когда начнут согласовывать позицию различных групп, текст получится серым и бесцветным. Уже пробовали разные цвета освещения истории. Был в свое время только красный цвет, а в 90-е годы – только черный. Но я не уверен, что авторам учебника удастся объективно согласовать противоречивые описания революционных эпох. Я считаю, что учебников должно быть несколько.

Вместе с тем многие положения концепции заслуживают внимания. Кроме того, я солидарен с Владимиром Путиным, когда он говорил о сталинизме и судьбе Восточной Европы. В те годы было два варианта – либо Сталин, либо Гитлер, и неслучайно Черчилль пошел на блок со Сталиным. Гитлер многократно хуже! Да, Сталин извратил великую идею справедливости, но Гитлер – это же воплощение глубоко безумной и порочной идеи расового господства. Это совершенно разные вещи, а попытки их отождествить предпринимаются на основе каких-то чисто формальных, поверхностных признаков.

Важным моментом концепции являются вопросы отношений России и ряда республик бывшего СССР. Я родился в Северном Казахстане и могу сказать, что во времена моего детства никому в голову не приходило сказать, что русские поработили казахов! Я не представляю себе колониальной системы, при которой метрополия живет хуже колонии. А ведь не секрет, что Прибалтика, Грузия, Армения жили лучше России. Освободились от «колониального гнета» – и по крайней мере Грузия стала хуже жить.
Читать далее

Положение работающих пенсионеров ухудшится  
27 декабря 2013 г. в 08:30

Заканчивается очередная осенняя сессия Государственной Думы, заканчивается сам год, и я хотел бы подвести его итоги в сфере образования.

Я хотел бы отметить три свершения Думы.

Первое – бюджет на 2014 год. В нем сокращаются расходы на образование, науку, культуру, СМИ и ЖКХ, то есть на то, что развивает жизнь человека и развивает его потенциал.

Второе – это печально знаменитый закон № 253 о так называемой реформе Российской академии наук. Хотя Владимир Путин предложил годовой мораторий на решения, связанные с имущественным комплексом Академии, но по факту они уже происходят. По крайней мере, так говорили участники Конгресса работников образования и науки, который проходил 30 ноября в Москве.

Третье – это пенсионная реформа. Я убежден, что вряд ли есть депутаты, которые понимают новую пенсионную формулу, и неслучайно Дмитрий Медведев призвал разъяснять суть новой пенсионной формулы народу. К этому закону есть претензии у северян, связанные с северными коэффициентами к пенсиям, а кроме того, положение работающих пенсионеров ухудшится. У такого пенсионера пенсия если и будет повышаться, то крайне незначительно.

Читать далее

Я думаю, что в России полно лженаук  
30 ноября 2013 г. в 08:30

Владимир Путин предложил отложить вопрос об имуществе РАН на год. Этим он успокоил ситуацию. Однако промелькнуло сообщение о том, что Комиссию по борьбе с лженаукой выселяют из занимаемых помещений. Я думаю, что в России полно лженаук, поэтому эту комиссию надо было бы поддерживать, а не выселять. Я не знаю, предоставят ли ей другое помещение или нет. Появится много чиновников в виде Агентства по управлению имуществом Академии, поэтому ученых будут теснить.

Сейчас собирается Конгресс работников образования, науки, инженеринга и культуры. Идея в том, чтобы попытаться объединить разные гражданские организации и движения, чтобы координировать их действия. Если будут давить на образование, то ученые, инженеры и культура помогают; давят на культуру – соответственно, помогают остальные, и так далее. В чем будет заключаться помощь? В акциях протеста и шуме в СМИ.

Я – один из инициаторов Конгресса, и могу сказать, что ожидается участие многих организаций. Это движения «Образование для всех» и «Родительская забота», профсоюз работников Академии наук, профсоюз ученых, Московский горком профсоюза культуры, Союз изобретателей, две инженерные ассоциации России и другие. Я подчеркиваю, что речь идет исключительно о легальных действиях, и если будет активное массовое противодействие, то власть сделает шаги назад.

Читать далее

Теперь и Россия стала страной контрастов  
6 ноября 2013 г. в 08:30

Как передают СМИ, наши школьники-призеры международных олимпиад встретились с министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Я поздравляю наших чемпионов с их победами, но высокие достижения олимпиадников далеко не всегда соответствуют общему уровню российского образования.

Мы говорили когда-то, что Америка – страна контрастов, но, увы, теперь и Россия стала страной контрастов. По данным одного из опросов, 32% респондентов у нас ответили, что Солнце – это спутник Земли, и примерно столько же думают, что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность исчезнет. То есть в Чернобыле не надо было строить саркофаг, а просто следовало прокипятить реактор!

Даже мои оппоненты признают, что порядка 20% старшеклассников функционально неграмотны по чтению, то есть читать могут, но понимают текст с трудом. Между тем опыт XX века доказывает, что для модернизации страны средний уровень образования важен не менее, чем отдельные выдающиеся достижения. Кстати, нашему профессору из бюджета российское правительство платит порядка 700 долларов в месяц, а приглашенному с Запада профессору – порядка 700 долларов в час. В такой ситуации наши профессора чаще предпочитают ехать на Запад, чем оставаться в нашей стране.

Читать далее

В выступлении Ливанова были интересные моменты  
12 октября 2013 г. в 08:30

9 октября в Государственной Думе состоялся правительственный час с Дмитрием Ливановым. В выступлении министра были интересные моменты. Например, он признал резкое повышение платы за студенческие общежития, сказав, что некоторые ректоры уже за это наказаны. Иными словами, новый закон об образовании провоцирует ректоров поднимать плату, а министр их за это наказывает.

Я высказал от имени фракции КПРФ пять фундаментальных претензий министру, курсу правительства и президента.

Первое. Новый закон об образовании приведет к повышению платы за детские сады и сокращению числа бюджетных мест для студентов. Льготы детям-сиротам при поступлении в вузы тоже отменены по этому закону.

Второе – это новый стандарт для старшей школы. Это грех Фурсенко, но Ливанов с ним согласился, а ведь новый стандарт допускает возможность получить аттестат, не изучив в школе базовых предметов – физики, химии, биологии, литературы и истории.

Третья претензия – это так называемая дорожная карта изменений в социальной сфере от 30 декабря 2012 года. Она приведет к увольнению порядка 90 000 учителей и до 40% вузовских преподавателей.

Четвертое – это мониторинг вузов, который проводится по странной методологии. Эффективность науки измеряют в количестве потраченных рублей.

Пятая претензия – это закон об Академии наук, о чем я уже говорил в предыдущих своих записях, и повторяться не буду.

Дмитрий Ливанов поблагодарил депутатов за выступления…

Читать далее

Это закон не о реформировании, а о разрушении Академии наук  
23 сентября 2013 г. в 08:30

Закон о реформе РАН был чуть-чуть улучшен во втором чтении. В частности, сохранятся научные центры Российской академии наук, которые в прежнюю версию закона (как ни удивительно!) не попали вообще. Вместе с тем общий смысл закона не изменился: он по-прежнему передает власть над Академией от ученых к чиновникам. Конечно, это не закон о реформировании: это закон о разрушении Академии наук по крайней мере в том виде, как она существовала.

Что касается разговоров о «неэффективности» Академии наук, то я хотел бы напомнить, что в советский период мы были второй научной державой мира. Если считать по принципу «затраты-результат», учитывая, что тратили мы куда меньше, чем США, то получится, что Академия наук была, наверное, самой эффективной научной организацией в мире. Просто нельзя двадцать лет не кормить «лошадь» и при этом требовать, чтобы она быстрее «бежала».

Финансирование науки в 90-х годах сократилось минимум в 20 раз. До сих пор оно близко не подошло к тому уровню, который был в советский период. Если мне не изменяет память, в новейшей истории есть только два примера ликвидации Академии наук Италия при Муссолини и Туркмения при Туркменбаши. Не хочется думать, что наши власти берут пример с этих режимов.

Читать далее

Родители хотят, чтобы к их детям относились как к людям  
9 сентября 2013 г. в 08:30

Граждане России дали оценку современной школе при последнем опросе Левада-центра. 72% опрошенных недовольны качеством школьного образования. В богатой Москве недовольны 79%, и это говорит о том, что дело не только в деньгах. Родители хотят, чтобы к их детям относились как к людям, а не как к объектам управления имуществом.

На мой взгляд, формула успешной образовательной политики выглядит просто: лучшие отечественные традиции плюс новейшие технологии. Если говорить о традициях, то образцы идут из времен древних греков. Они говорили: цель образования не в том, чтобы сформировать функцию для исполнения обязанностей, а в том, чтобы обеспечить многостороннее развитие личности ребенка. Этому следовала советская система, и так должно быть и сейчас.

Из советского опыта нужно было бы взять возможность каждому получить полноценное общее образование. Самое главное – это эгалитарный, а не элитарный принцип, который предполагает стремление обеспечить равные образовательные возможности. При этом характер отношений между учениками и педагогами должен быть не формальный, а личностный. Но не все надо перенимать из старой системы образования. На мой взгляд, если современная школа что-то и заимствовала из СССР, то как раз не лучшие стороны. Например, школа все больше и больше идеологизируется.

Читать далее