Это не реформа, а разрушение сложившейся системы институтов  
3 сентября 2013 г. в 08:30

В Академии наук прошла большая конференция академических и вузовских ученых, посвященная реформе РАН. Мое глубочайшее убеждение в том, что ни о какой реформе говорить невозможно: фактически это не реформа, а разрушение сложившейся системы институтов. Порядок принятия закона был недопустимо неприличен. Я не помню, чтобы столь значимый закон принимался бы в течение нескольких дней, под занавес сессии Государственной Думы. Даже безобразие, называемое «законом о монетизации», все-таки около месяца обсуждали.

Ученые высказали недовольство тем, что с ними никто не советовался по поводу реформы; тем, что наукой собираются управлять государственные чиновники, а не ученые. Например, во Франции решение о выделении денег на научные исследования принимают руководство Академии наук и специально назначенный президентом человек, опять же из ученых. Третье: наши ученые недовольны тем, что имуществом Академии тоже собираются управлять госчиновники. Кстати, в советский период мы были второй научной державой мира, и отрицать это невозможно.

Наконец, ученые выступили с требованием отставки министра Дмитрия Ливанова и вице-премьера Ольги Голодец, и, на мой взгляд, Голодец попала сюда «за компанию».

Читать далее

Если верить социологам, ЕГЭ выберут порядка 10% школьников  
29 августа 2013 г. в 08:30

В СМИ прошло сообщение, что депутаты от КПРФ внесли предложение сделать ЕГЭ добровольным для тех выпускников, которые не стремятся в вузы. Я не знаю, откуда они взяли такую трактовку нашего законопроекта! Я – один из тех, кто его готовил, и могу совершенно четко сказать, что документ включает в себя три ключевые идеи.

Первая: добровольность Единого государственного экзамена для всех, а не только для тех, кто не собирается в вуз. Мы предлагаем право выбора между ЕГЭ и классической технологией. Если верить социологам, порядка 10% выберут ЕГЭ, более половины – классический экзамен, а остальные на момент опроса еще не определились.

Второй пункт: фактическая отмена современного ЕГЭ по гуманитарным предметам, а точнее, введение по гуманитарным предметам либо устного экзамена, либо элементов устного экзамена в обязательном порядке. Это нужно потому, что ЕГЭ не развивает способности говорить, отстаивать свою точку зрения, не выявляет по-настоящему эрудицию и так далее. Кстати, подобные вещи озвучивают Дмитрий Медведев и Дмитрий Ливанов.

А третье наше предложение такое: обязательный экзамен по литературе с правом выбора – сочинение либо устный ответ. Экзамен – это не то место, где тебя загоняют в угол, а то место, где предоставляют возможность показать себя. А диктант я бы ввел в виде экзамена по русскому языку. Он лучше выявляет грамотность, чем ЕГЭ.

Читать далее

Создаваемый «Академсервис» будет ничем не лучше «Оборонсервиса»  
13 августа 2013 г. в 08:30

Российская академия наук подготовила блок поправок к законопроекту о реформе РАН. Эти поправки радикально меняют документ, и если их примут, то закон станет намного лучше. По моей информации, на 5 сентября предварительно планируется общее собрание Российской академии наук, где будет обсуждаться законопроект и предлагаемые поправки.

На мой взгляд, закон, одобренный во втором чтении, мало отличается от того, что было в первом чтении. Он по-прежнему предполагает соединение трех академий, а это приведет к тому, что вопросы сельского хозяйства и медицины окажутся на задворках научных исследований. Научные институты передадут либо в вузы, либо под управление правительственных чиновников. Мы полагаем, что «Академсервис» будет ничуть не лучше «Оборонсервиса».

У нас есть собственный блок поправок, но мы поддерживаем и те поправки, которые предложены Академией наук. Мы набрали более 100 подписей за выражение недоверия правительству. Подписалась наша фракция и часть фракции «Справедливой России», и по моей информации, в конце августа-начале сентября эта процедура будет запущена. Понятно, что голосов для отставки правительства не хватит. Но, как говорится в таких случаях: делай, что должен и пусть будет, что будет.

Читать далее

Похоже, до властей дошло, что ЕГЭ необходимо реформировать  
29 июля 2013 г. в 08:30

В июле закончился ЕГЭ-2013, и поэтому можно подвести итог. Оказалось, что в этом году ЕГЭ, по мнению специалистов, сопровождался примерно тем же количеством нарушений и необычайным обилием скандалов. Достоверные задания появлялись в интернете накануне сдачи.

Как утверждается, появилось и такое явление, как «егэшный туризм», когда родители направляют своих детей в другой регион, в сельскую местность, подальше от глаз контролеров. В итоге Рособрнадзор проверил примерно 1500 работ в ряде регионов и пришел к выводу, что в 70% случаев официальные результаты не соответствуют реальности. Были даже такие одиозные случаи, когда сдающий экзамен вообще не ответил на часть заданий, но за эту невыполненную часть получал положительную оценку.

Похоже, до властей дошла необходимость реформировать ЕГЭ. По крайней мере, те идеи, которые высказывались нами как паллиативные, частично улучшающие ситуацию, появились и на официальном уровне. Например, прозвучала идея от Дмитрия Ливанова о том, что наряду с Единым госэкзаменом нужно учитывать и средний балл аттестата. Стали говорить о том, что вместо ЕГЭ по литературе необходимо вернуть сочинение, а на гуманитарных предметах ввести элементы устного экзамена. Но скандалы – это не самая большая проблема. Натаскивание на тестоподобные задания мешает нормальному развитию творческих способностей ребят.

Читать далее

ЕГЭ – это принципиально неустранимая ошибка  
30 мая 2013 г. в 08:30

Мое первое впечатление от ЕГЭ-2013 – такое же, как и во все предыдущие годы. С моей точки зрения, ежегодные скандалы в очередной раз доказывают, что ЕГЭ – это принципиально неустранимая ошибка. Чем больше будут применяться паллиативные меры (глушилки, наказания за выставленные в интернет ответы, наблюдатели и наблюдатели над наблюдателями), тем очевиднее будет становиться, что ошибка неустранима.

Может быть, эти скандалы поспособствуют тому, что будут искать другие варианты – в частности, то, что говорил Дмитрий Медведев в дискуссии со мной 25 июля прошлого года. Тогда он на заседании «открытого правительства» предложил министерству образования и науки подумать о том, чтобы вернуться к элементам устного экзамена по гуманитарным предметам. Устная часть – это вопросы на понимание исторического процесса перед группой экзаменаторов.

Да, все махинации с ЕГЭ это не устранит. Но самый главный вред ЕГЭ заключается не в том, что ответы выбросили в интернет, а в том, что по многим предметам в последние годы учебы ребят отучают думать. Учат только заниматься угадыванием тестов.

Читать далее

Косметическими улучшениями коренных пороков ЕГЭ не исправить  
24 марта 2013 г. в 08:30

Приближается Единый государственный экзамен. К сожалению, не удалось сделать ЕГЭ добровольным. Соответствующий законопроект Дума отклонила, а жаль. По данным социологов, подавляющее большинство населения нашей страны выступает против ЕГЭ. Не введены новшества о том, чтобы ЕГЭ содержал устную часть. Такие вопросы прорабатываются по иностранному языку, и есть поручение прорабатывать такие же предложения применительно к другим гуманитарным дисциплинам, в том числе к обществознанию. Вопрос обсуждался в июле прошлого года на заседании «открытого правительства». Дмитрий Медведев поддержал мое предложение ввести в ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам устную часть. Насколько мне известно, на этот счет уже было соответствующее поручение министерству образования и науки.

Каким будет ЕГЭ-2013 лучше или хуже? В основном он пройдет так же, как и в предыдущем году. Я думаю, хуже особенно некуда, а что касается «лучше», то, может быть, чуть-чуть усовершенствуют тестоподобные задания, но коренных пороков ЕГЭ это не исправит, по крайней мере, по гуманитарным предметам. Доходит до курьезов: на вопрос «Когда началась Великая Отечественная война и с кем воевалиотвечают: «В 1939 году, а воевали мы с Австрией». Видимо, тесты по Первой и Второй мировым войнам шли рядом, и отсюда пошла путаница. На вопрос «Куда впадает Волгаотвечают: «В Енисей», «В Тихий океан» и тому подобное. Знаменитая фраза чеховского преподавателя словесности, говорившего, что Волга впадет в Каспийское море, перестала быть банальностью!

Читать далее

Новый Закон «Об образовании» обладает системными недостатками  
27 декабря 2012 г. в 08:30

Закон «Об образовании» одобрен Советом Федерации. Напомню, что Госдума приняла правительственный законопроект в первом чтении еще 17 октября. И хотя потом были попытки внести изменения, фактически он вернулся к своему первоначальному варианту, и третье чтение состоялось 21 декабря. Тогда конец света не состоялся, но зато в России может состояться конец просвещения. Документ обладает несколькими системными недостатками. Во-первых, в нем много отсылочных норм, рассказывающих о разграничении власти государственными чиновниками в разных сферах образования, но найти себя там учителю, родителю, студенту, профессору будет достаточно сложно. Во-вторых, сохраняется идея подушевого финансирования, что уже привело к закрытию более 15 000 российских школ. ЕГЭ остался обязательным, Болонский процесс тоже поддерживается и так далее.

Есть и шаг вперед, но шагов назад больше. Прописано, что зарплата учителя должна быть на уровне средней зарплаты в регионе. Это плюс, но боюсь, что, с другой стороны, это подтолкнет к ситуации, когда увеличение зарплаты происходит не напрямую, а за счет повышения нагрузки на учителя.

Читать далее

Надо раз в сто больше школ, чем собираются создавать власти  
26 октября 2012 г. в 08:30

Узнал из СМИ о проекте «Русская школа», который скоро должен получить финансирование. Как оценить эту идею? Правительство хочет идти вперед, но, на мой взгляд, шаги очень медленные. Суть тут в следующем: предполагается на первом этапе сделать так, чтобы в каждой республике СНГ было минимум по одной школе с образованием по российским стандартам. Это – радость со слезами на глазах. Дело в том, что когда был разрушен Советский Союз, русских в ближнем зарубежье было более 30 миллионов человек. Русскоязычных, то есть тех, кто признавал русский язык родным, было порядка 60 миллионов. Но если сделать по одной школе в каждом государстве СНГ, то будет порядка 15 000 учеников.

То есть надо как минимум раз в сто больше школ, чем собираются создавать. А лучше, чтобы школ было даже не в сто раз больше, а в пятьсот. Любое государство, которое хочет продвигать свой имидж за рубеж, хочет создавать друзей, проводников своих идей, вкладывает деньги в образование в иностранных государствах. Россия вкладывает деньги в американские бумаги, а вместо этого, если бы она вкладывала деньги в образование, эффект был бы несопоставим с тем, что предлагается сейчас.

Читать далее

Петр I требовал, чтобы его чиновники говорили без бумажки  
17 сентября 2012 г. в 08:30
Пришла информация о том, что часть наших предложений, касающихся ЕГЭ, собираются принять. Во всяком случае, было заявлено, что есть поручение разработать возможность использования элементов устного экзамена по всем гуманитарным предметам. Примерно то же самое говорил Дмитрий Медведев в дискуссии со мной 25 июля на заседании «открытого правительства». Я считаю, что это – шаг вперед, поскольку, во-первых, навыки устной речи, отстаивания собственной точки зрения, умение аргументировать – это навыки, без которых немыслимо большинство гуманитарных профессий. ЕГЭ их не выявляет. Элемент устного экзамена выявляет их в гораздо большей и лучшей степени.
Во-вторых, я думаю, что если часть ЕГЭ в виде устного ответа будет выслушана независимой комиссией и под камеру, то подтасовать результат ЕГЭ будет гораздо труднее. Неслучайно Петр I требовал, чтобы его чиновники говорили без бумажки, «дабы дурь каждого была видна», а я от себя добавлю, что и ум так тоже будет виден. Поэтому если эта идея будет реализована, это станет лучом света в российской образовательной политике.
Читать далее

24 часа в сутки учитель работать не может  
16 августа 2012 г. в 08:30
Как известно, перед последними думскими выборами правительством была поставлена задача увеличить заработную плату учителей на 30% в среднем.

Действительно увеличили, однако увеличили только учителям, и в некоторых регионах учителя школ получают заработную плату больше, чем вузовские преподаватели.

Это повышение практически не коснулось воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, начального и среднего профобразования. Во многих регионах повышение заработной платы происходит за счет увеличения нагрузки.

В правительственном законопроекте об образовании есть положение, что средняя зарплата в отрасли должна приравниваться к средней по региону.
Однако на самом деле к средней зарплате по региону надо приравнивать не среднюю зарплату учителя, которая обычно бывает за полторы ставки (и более), а ставку учителя.

В нее входит 18 уроков в неделю, внеклассная работа, подготовка к урокам и масса других вещей. То есть при 18 уроках общее количество рабочего времени учителя в неделю составляет 50 часов. Если учитель работает на две ставки, то понятно, что он экономит на подготовке к занятиям, ведь 24 часа в сутки учитель работать не может, и вообще для человека это невозможно.

Мой прогноз такой: заработная плата педагогических работников будет немного повышаться, но даже если закон в окончательном виде будет принят в той редакции, как сейчас, то она не станет адекватной затратам их труда.

Читать далее