Говорить о достоверности результатов ЕГЭ просто смешно  
20 июня 2011 г. в 08:30

ЕГЭ по математике показал полный провал идеи использования тестовой системы, дающей объективный результат. Напомню, что где-то на пунктах приема ЕГЭ обнаружили студентов вместо школьников. Понятно, что в школе все всех в лицо знают, а на пунктах приема ЕГЭ – нет. В этом году принят закон, требующий, чтобы все сдавали мобильные телефоны на входе в приемный пункт. В итоге все сдали, но взяли с собой по два! Вторым воспользовались в масштабах, гораздо больших, чем в прошлом году.

После этого говорить о достоверности результатов ЕГЭ просто смешно. Народ на выдумки хитер и на любые ухищрения власти отвечает собственными несимметричными действиями. После таких скандалов, как в нынешнем году, организаторы должны были посыпать голову пеплом, отправиться в монастырь и долго молиться Господу.

Что же ждать в будущем? Боюсь, что ЕГЭ будут пытаться усовершенствовать, но, вероятно, это то же самое, что пытаться черного кобеля отмыть до бела. Мы же предлагаем по гуманитарным предметам на ЕГЭ ввести элементы устного экзамена. Будет понятно, как человек формулирует ответы, что может произнести! Пусть это записывается на камеру, и всегда можно будет проверить, насколько объективной была оценка экспертов.

Читать далее

Школы оказываются заложниками нехватки денег  
18 мая 2011 г. в 08:30

Вопросы о медицинском обслуживании и питании детей в школах и детсадах, которые поставил Дмитрий Медведев, совершенно справедливы. По оценкам более чем авторитетных экспертов, не соответствуют нормативам здоровья около 68% наших школ. Существуют нормы, согласно которым, в школах должно быть двухразовое питание. Но школы оказываются заложниками нехватки денег. Речь идет о том, чтобы забесплатно кормить детей.

Концепция одного из законопроектов, который мы вносили в Государственную Думу, была такая: в начальной школе кормить всех, а в старших классах за государственный счет кормить детей из малообеспеченных семей. При этом надо понять, какие семьи малообеспечены, но вообще-то, надо бы всем бесплатно предоставить питание.

В законопроекте, который мы подготовили, предусматривается, что федеральный бюджет на каждого ребенка должен выделить не менее 25 рублей в день, а остальное – региональные бюджеты. Поэтому вопросы, которые поставил президент Медведев, абсолютно справедливы, но никаких признаков решения этих вопросов в тех поправках к бюджету, которые сейчас рассматриваются в Государственной Думе, просто нет.

Читать далее

ЕГЭ будет, как и прежде, способствовать отуплению российских граждан  
21 апреля 2011 г. в 08:30
Я думаю, что в этом году вреда от ЕГЭ, возможно, будет меньше, чем в прошлом. Причин тому две. Во-первых, улучшено задание по математике, из экзамена убрано тестовое задание. Во-вторых, на специальном семинаре в Думе в прошлом году принято решение вернуть в иностранный язык элементы устного экзамена. Семинар собрали по решению Президентской комиссии по ЕГЭ, а я его вел.

Элементы устного экзамена позволяют лучше понять правильность произношения, умение строить фразы и т. п. Мы предлагали ввести такие же изменения по всем гуманитарным дисциплинам, то есть отменить тестовую часть и ввести элементы устного экзамена по истории, обществознанию, литературе.

ЕГЭ не отвечает никакой объективности. Если на экзамене используется стобалльная шкала, то «тройке» должно соответствовать 40 баллов, а 20 – это «двойка». А по математике в прошлом году «тройке» соответствовал 21 балл! А по одному из иностранных языков – 20.

В общем же, я думаю, ЕГЭ будет, как и прежде, способствовать отуплению российских граждан.

Читать далее

Недавно в Госдуме была представлена новая версия образовательного стандарта  
1 апреля 2011 г. в 08:30

На недавнем круглом столе в Государственной Думе была представлена новая версия образовательного стандарта. Это говорит о том, что частично общественное мнение услышано. Но - только лишь частично. Среди участников круглого стола были разработчики стандарта (Александр Кондаков, Любовь Кезина), новый заместитель министра образования и науки Максим Дулинов, московские учителя, представитель Российской академии образования Виктор Болотов и ваш покорный слуга. Болотов и я выразили неудовлетворение этим стандартом, а я сказал, что улучшения есть, но они недостаточны, и мы ждем дальнейших шагов.

Российская академия образования готовит свой проект стандарта, и, по моему мнению, он будет лучше того проекта, который представили разработчики во главе с Кондаковым. У меня есть основания так считать, потому что я знаю, кто над ним работает.

Что касается позиции Министерства образования и науки, которая была сформулирована на круглом столе, то подчеркивалось, что проект будет приниматься только тогда, когда по нему будет достигнуто общественное согласие. А я показал разработчикам, что при новом стандарте, если родители захотят дать ребенку полноценное образование, то как минимум за два предмета им придется платить.

Читать далее

Мы требуем увеличения расходов на образование в два раза  
6 марта 2011 г. в 08:30

Готовится законопроект «Об образовании», в работе над которым я принимаю участие. В этом документе мы обратили внимание на ЕГЭ и прописали, что экзамены будут вестись в традиционной форме, но тем не менее все желающие получат право сдавать ЕГЭ. То есть ЕГЭ переводится на добровольную основу.

Есть еще один законопроект, предлагаемый Минобрнауки. Сравнивая два текста, мы увидели, что по восьми позициям наши точки зрения близки или даже совпадают, по восемнадцати – различаются вплоть до противоположности. Есть вопросы, на которые их проект просто не отвечает. Например, возьмем финансирование образования. Весь мировой опыт говорит, что модернизация возможна в странах, которые тратят на образование не менее 7% ВВП, и эту цифру мы и ставим в наш законопроект, тем самым требуем увеличения расходов на образование в два раза. Надо было бы и больше, но мы исходим из реального положения в стране.

Второй вопрос – это ситуация с налогами. Мы предлагаем сделать так, как во всем мире, то есть образование налогов не платит, если оно высвободившиеся средства вкладывает снова в развитие образования. В обоих документах упоминается, что в России должна развиваться система образовательного кредитования наряду с бюджетным образованием. При этом мы говорим, что кредит надо давать не менее чем на 20 лет, а его ставка должна быть равна половине ставки рефинансирования ЦБ России.

Читать далее

В рейтинге ООН мы из тройки лидеров скатились на 54-е место  
13 февраля 2011 г. в 08:30

Андрей Фурсенко на пленарном заседании Думы объявил, что образовательные стандарты в экспериментальном режиме будут внедряться не с 2011 года, а с 2013-го, в массовом порядке – с 2020 года. По мне, лучше бы это делать не с двадцатого, а с двухсотого года.

Министр доказывал, что старшеклассникам нужно предоставить право выбора, но он забыл две вещи. Первое: в образовании существует понятие «золотого стандарта», то есть обязательного набора предметов, необходимых для того, чтобы человек мог считаться культурным. Советская школа во многом ориентировалась на этот стандарт, и чем дальше мы от него уходим, тем ниже падаем в мировых рейтингах образования.

Второе состоит в том, что под лозунгом расширения права выбора пытаются ограничить право на качественное образование. Если этот стандарт будет принят, то помимо четырех предметов государством будет оплачиваться по одному – максимум два предмета из тех, что установлены на выбор. Я сказал Фурсенко, что современной образовательной политике вынесен международный приговор. Речь идет о том, что в ооновском рейтинге мы из тройки лидеров скатились на 54-е место.

Читать далее

Проект государственного образовательного стандарта завершает разрушение образования  
19 января 2011 г. в 08:30

Существует проект государственного образовательного стандарта для старшей школы, суть которого состоит в следующем. Первая позиция: проект предполагает, что 40% программы будет задаваться на Федеральном уровне, а 60% будет формироваться другими участниками образовательного процесса. Согласно же мнению всех серьезных экспертов, страна, которая хочет сохранить единое образовательное пространство, должна задавать на федеральном уровне 70% содержания образования.

Вторая позиция: проект предполагает только три обязательных предмета, а учащиеся, в свою очередь, будут выбирать 1-2 предмета из разных образовательных отраслей. Если вы выбираете только физику, то вы не знаете ни химии, ни биологии и никогда в жизни вы не сделаете открытий на стыке наук, например в биохимии, химической физике или в биофизике. Я считаю, что это завершение разрушения общего образования, которое и без того происходит в России в результате применения Единого государственного экзамена. Нам говорят, что этот стандарт расширяет право выбора. Неправда. Если я, например, хочу, чтобы мой внук получил хорошее естественно-научное образование и изучал химию, физику, биологию, экологию, то за это придется дополнительно платить.

Кстати, есть еще Проект Федеральной целевой программы развития образования в 2011-2015 годах. Там написано, что с 2011 по 2015 годы надо увеличить долю так называемых образовательных услуг в Валовом внутреннем продукте на 7%. Сейчас платные образовательные услуги в ВВП составляют 0,5%, а к 2015 году увеличатся в 15 раз.

Читать далее

За ближайшие три года образование в целом станет беднее  
9 января 2011 г. в 08:30

Прошедший год был объявлен Годом учителя, и он был полностью провален. Он начался с памятного сериала «Школа», который можно было бы назвать «воспоминанием о будущем». Наверное, его было бы полезно показывать государственным чиновникам, ведающим образовательной политикой, чтобы они знали, что ждет нашу школу через несколько лет продолжения той же самой образовательной политики.

Закончился же 2010 год (как образовательный) 22 декабря, когда Государственная Дума во втором и третьем чтениях приняла закон о коммунальных льготах для сельского педагога. В законе написано, что ответственность за эти коммунальные льготы полностью перекладывается на регионы. Кроме того, там сказано, что регионы не могут опускать компенсацию этих льгот ниже, чем была на момент вступления закона в силу. Но в большинстве регионов просто не хватает денег.

При этом в законе ничего не написано про индексацию компенсационных выплат, а ведь у нас тарифы на коммунальные услуги растут по 15% и более в год. Отмечу, что в 2010 году на поощрение лучших учителей России из Федерального бюджета было выделено в 5 раз меньше, чем в 2009 году.

А если говорить о перспективе, то в 2012 и в 2013 годах обещают, что рост расходов на образование будет по 1%. Это следует из бюджета 2011-2013 годов. Это в 6-7 раз ниже инфляции. Можно смело утверждать, что образование в целом за три года станет беднее.

Читать далее

У нас слишком мало людей, которые хотят получить не только диплом, но и образование  
9 августа 2010 г. в 08:30

Образование начинается сразу после рождения и никогда не заканчивается. Мы по-прежнему находимся среди лидеров в области начального образования, по-прежнему наши показатели приличны по качеству неполного среднего образования. Но мы находимся в худшей группе по качеству образования в старшей школе с точки зрения применения практических знаний, по критериям системы PISA.

Что касается высшего образования, то в России сейчас такой парадокс: чем больше людей с дипломами, тем, как правило, меньше образованных людей. Количество студентов на 10 тысяч населения сейчас в России самое высокое за все время существования нашей страны. При этом мы знаем, что престиж образования в стране, в отличие от престижа диплома, значительно упал. Дело не в том, что у нас слишком много студентов. Дело в том, что у нас слишком мало людей, которые хотят получить не только диплом, но и образование.

Поэтому мое предложение предельно простое. Доступ к высшему образованию должен быть открыт всем, кто хочет и в состоянии его получить. Более того, я уверен, что людям из семей с низкими доходами, людям из села, людям с инвалидностью в период образования должна оказываться дополнительная поддержка. И второе, казалось бы, противоречащее первому: уровень требований к студентам, которые заявляют себя желающими получить высшее образование, должен быть резко поднят.

Читать далее

Наша образовательная политика является ухудшенной копией англо-американской  
19 июля 2010 г. в 08:30

За прошедшую весеннюю думскую сессию 2010 года Госдума рассмотрела несколько моих инициатив и тех депутатов, которые их поддержали. Как правило, это депутаты КПРФ, но часто и депутаты от «Справедливой России». В этом году мы рассматривали 3 законопроекта из 4, посвященных Единому государственному экзамену. Ключевым законопроектом был законопроект о добровольности ЕГЭ, и я получил максимально возможное число голосов от оппозиционных депутатов. Примечательна финальная часть дискуссии по поводу этого законопроекта. Я предрек депутатам от «Единой России», что они скоро поддержат такой закон.

Наша образовательная политика является ухудшенной копией англо-американской. Соответственно, и ЕГЭ мы не придумали сами, а позаимствовали оттуда в ухудшенном варианте. Барак Обама, похоже, осознал, что тестоподобные задания приводят к отупению нации, и попросил у конгресса 4 млрд долларов на свертывание системы тестоподобных заданий, которые запускал Джордж Буш. Скоро, наверное, и до нас дойдет, и «Единая Россия» проголосует за мой закон.

В этом году есть мелкие, но положительные подвижки по части Единого государственного экзамена. В математике отказались от тестов с выбором ответов, освободили от ЕГЭ тех, кто окончил школу до 2009 года, и со следующего года в иностранном языке введут элементы устного экзамена. Я считаю, что по пути математики должны были бы пойти физика, химия и отчасти биология, а по пути иностранного языка должны были пойти история, литература и обществознание.
Читать далее