Результаты ЕГЭ стали проявлением социального кризиса  
24 декабря 2009 г. в 18:34

Я думаю, что наиболее важным событием для России в 2009 году был кризис, и не только экономический, но прежде всего социальный. Я имею в виду несколько его показателей.

Показатель первый заключается в том, что в очередной раз Россия в рейтинге развития человеческого потенциала переместилась вниз: на сей раз с 67-го места на 71-е, в том числе в области образования с 26-го на 41-е.

Я точно так же считаю, что показателем социального кризиса является то количество человеческих жизней, которые мы потеряли в 2009 году в результате технокатастроф и террористических актов. Наконец, я полагаю, что проявлением социального кризиса и залогом, видимо, еще большего, будущего социального кризиса в 2009 году стали результаты Единого государственного экзамена, которые показали, что в России возникло новое общественное явление, которое можно назвать «безграмотные отличники», и новый культурно-образовательный процесс, который можно назвать «ликвидация грамотности».

Я думаю, что во многом это результат того, что и в период экономического кризиса заработанные гражданами средства были распределены крайне неравномерно. Я хотел бы пожелать читателям KM.RU в Год тигра, чтобы у них в жизни было как можно меньше темных полос и как можно больше яркого цвета.

Читать далее

4 позиции, провоцирующие кризис в российском образовании  
19 июня 2009 г. в 12:54

Еще в прошлом сентябре мы называли 4 позиции, которые могли спровоцировать кризисные явления в российской образовательной политике. Позиция первая - это отказ Минфина выделять в 2009 году какие-либо средства на повышение заработной платы педагогам в регионах. В итоге очень много жалоб на то, что введение новой системы оплаты труда приводит не к повышению, а к понижению зарплаты.

Второе - это заявление министра образования и науки Андрея Фурсенко о том, что в России нужно сократить количество вузов примерно в 7 раз, сделанное почти год назад. Эта угроза отложена, поскольку в условиях экономического кризиса Дмитрий Медведев заявил, что с этими делами нужно быть поосторожнее.

Третья позиция - это ЕГЭ. По счастью, не подтвердились прогнозы, которые говорили о том, что 15% детей, то есть более сотни тысяч человек, должны были остаться без аттестатов в этом году. Останется, видимо, процентов 5-7, точно мы еще этого не знаем. Во-первых, и это все равно ближе к 50 тысячам, а во-вторых, это достигнуто ценою профанации ЕГЭ, когда по математике проходной балл вместо 40 установлен на уровне 21 из 100. Раньше говорили: «Три пишем, два в уме», теперь: «Три пишем, один в уме», потому что 21 - это на грани между единицей и двойкой.

И, наконец, четвертая позиция, которая начинается в этом году, но проявится позже. Это введение в действие закона об обязательности так называемого двухуровневого образования, в результате которого студенты в среднем будут учиться на год меньше и в среднем получат примерно на 40% меньше специальных занятий.

Поэтому мы считаем, что курс российской образовательной политики нужно принципиально менять. Более того, мы считаем, что неслучайно министр образования и науки Андрей Фурсенко (я об этом говорил 8 мая на правительственном часе) второй год подряд в различных опросах занимает последнее место в рейтинге популярности членов российского правительства. То есть в данном случае глас народа - это глас Божий, надо к нему прислушаться.

Читать далее